ИЗ ИСТОРИИ ПУЧКОВСКОГО ХРАМА:
В XVI веке земли по речке Рыжовке, в состав которых входило село Пучково (тогда — деревушка Пучниково), принадлежали боярину Абраму Дурново. С конца 17-го века вотчина перешла по женской линии во владение старинного боярского рода Хитрово. Тогда же здесь появилась первая деревянная церковь. В 1686 году окольничий (придворный чин и должность в Русском государстве XIII - нач. XVIII вв. Возглавлял приказы, полки. С середины XVI в. 2-й думный чин Боярской думы — прим. ред.) Александр Севостьянович Хитрово построил в своей усадьбе деревянную церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. По местной легенде строительство храма связано с чудесным избавлением Хитрово от смерти во время кораблекрушения по пути на Соловки. В 1785 году деревянная церковь сгорела и Петр Васильевич Хитрово (потомок А. С. Хитрово) — знаменитый екатерининский вельможа, сенатор и кавалер — тотчас отправил прошение разрешить выстроить каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с приделом прпп. Зосимы и Савватия.
Но так как время было послепетровское, когда новые церкви строить практически не дозволяли, а также по малочисленности прихода (всего 24 двора), храмозданную грамоту Хитрово получил лишь в 1792 году, незадолго до своей смерти:
Всепокорнейший доклад
Резолюциею Вашего преосвященства, последовавшею на учиненном в сем правлении определении о построении в Звенигородской округе в селе Пучкове вместо сгоревшей деревянной церкви вновь каменную церковь во имя Казанской Пресвятой Богородицы и с приделом святых Зосима и Савватия чудотворцев, между прочего предписано истребовать церковный план и фасад, всходство чего план и фасад сим правлением чрез благочинного села Ивановского, священника Романа Степанова, истребован, равно и храмоздательная грамота написана, которые на главное благорассмотрение исподлинным делом Вашему Преосвященству представляется приемля.
Вашего Преосвященства нижайшие послушники
Звенигородский протоиерей Емилиан
Второй присутствующий не подписал за болезнию»
Началась постройка новой каменной церкви. Строительство продолжалось 10 лет. В 1802 году храм в целом был закончен, завершена отделка теплого придела трапезной, и жена Петра Васильевича Хитрово Екатерина Гавриловна отправляет прошение митрополиту Московскому и Коломенскому Платону с просьбой освятить этот придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. А поскольку в селе не было священника, Екатерина Гавриловна просит рукоположить для служения в Пучково в священники диакона Ивана Федорова:
«Святейшаго Правительствующаго Синода члену Высокопреосвященнейшему митрополиту Платону Московскому и Коломенскому и Свято-Троицкия Сергиевы лавры священноархимандриту и орденов св. апостола Андрея и св.Александра Невского кавалеру.
Покойнаго Тайнаго советника, сенатора и кавалера Петра Васильевича Хитрово
от жены, вдовы Екатерины Хитрово
Покорнейшее прошение
О вотчине моей состоящей Звенигородской округи в селе Пучкове по резолюции Его Преосвященства Серапиона Епископа бываго Дмитровского дозволено вместо сгоревшей деревянной вновь каменную во имя Казанской Пресвятой Богородицы с приделом святых Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев церковь построить, которая и построена, и состоит уже ныне в готовности ко освящению. А как в оном селе не имеется священно и церковнослужителей, то и избрала я во священники московского Георгиевского девичья монастыря диакона Ивана Федорова, который жития и поведения весьма честного. Сколько ж на весь причт церковный будет производится от меня руги, прилагаю при сем реестре.
Того ради Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу означенного диакона Федорова к помянутой Казанской церкви во священника произвесть и о сем учинить Вашего Высокопреосвященства милостивую резолюцию мая <...>дня 1802 года
Реестр руги, имеющей производится ежегодно Звенигородской округи при новоустрояющейся Казанской церкви, что в селе Пучкове священно и церковнослужителям, а именно:
- денег на весь причет сто двадцать рублей;
- земли огородной полдесятины;
- покои выстроены для всех каменные;
- дрова для отапливания, покосы владыческие.
На данном прошении читаем резолюцию: «преосвяще<нному> для рассмотра. Но руга на весь причет весьма недостаточна, в сравнении приплода, какой можно получить с земли церковной с указной пропорции».
И далее: «Требовать от госп. помещицы, чтоб она положила священно и церковнослужителям достаточную ругу или деньгами триста рублей, или хлебом на сию цену, или отдала во владение их указанную пропорцию церковной земли. И тогда рассмотрение об определении в село с причтом учинено быть»
Но так как Екатерина Гавриловна Хитрово не могла платить 300 рублей руги, освящение храма откладывалось еще два года. 5 марта (18 марта н.ст.) 1804 года придел прпп. Зосимы и Савватия Соловецких был освящен архимандритом Можайского Лужецкого монастыря Мелхиседеком. Для служения в Пучково был рукоположен в священники дьякон Архангельской церкви села Былово Петр Романов.
«В Московскую Духовную Консисторию
Можайского Лужецкого монастыря
от Архимандрита Мелхиседека
Рапорт о исполнении по указу
По указу Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Московской Духовной Консистории от 29-го февраля текущего 804-го года, зачисленному под № 659-м, в селе Пучкове придел Зосимы и Савватия на нововыданном освященном антиминсе по церковному чиноположению сего марта 5-го дня я освятил. О чем благопочтеннейше и рапортую Московской Духовной Консистории Лужецкий Архимандрит Мелхиседек».
Казанская церковь принадлежит к немногочисленному типу усадебных церквей-усыпальниц с двухъярусным алтарем и приделом на хорах. Сенатор Петр Васильевич Хитрово хотел устроить в храме семейный склеп, но он так и не был построен.
До 1812 года придел в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких был единственным освященным. В 1812 году через Пучково проходили французские войска.
«Отступал Наполеон из Москвы по старой Калужской дороге. Но, узнав в Красной Пахре, что русские не преследуют войска Мюрата, а отошли обратно в Тарутино, Наполеон повернул свою армию направо. Двигаясь проселочными дорогами, он вышел на новую Калужскую дорогу. Чтобы прикрыть этот марш, он выслал корпус Нея к с. Вороново, который, соединившись с разбитым авангардом Мюрата, должен был отвлечь внимание русских от главных сил армии Наполеона.
Документы свидетельствуют, что именно кавалерия маршала Мюрата прошла по деревням и селам нашего края. В частности, жестокий бой произошел на восточной окраине с. Фоминское (не путать с другим с. Фоминским, которое впоследствии стало г. Наро-Фоминском).» (Из книги «Десна моя, наш край родной» А. Сладкова и А. Захарова).
В 1813 году по прошению дочери Петра Васильевича и Екатерины Гавриловны — Варвары Петровны Олениной — Зосимо-Савватиевский придел был вновь освящен. Далее жизнь потекла обычным чередом.
В 1839 году умирает Варвара Петровна Оленина. Село же Пучково было продано полковнику Василию Александровичу Сухово-Кобылину, отцу будущего известного драматурга.
«1841 год. Клировая ведомость о приписной к означенной церкви Казанской в селе Пучкове:
1. Построена 1804 года Действительным Тайным Советником Петром Васильевичем Хитровым.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, тверда.
3. Престол в ней один — в теплом приделе: во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев; настоящая же Казанская не освящена, потому что в оной не сделан иконостас.
4. Утварью достаточна.
5. Причта положено по штату: священник, дьячок и пономарь; но 1840 года резолюциею Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, вследствие прошения полковника Сухово-Кобылина, — причт упразднен.
6. Земли при сей церкви усадебной одна десятина, пашенной и сенокосной 33, на которую особенного плана не имеется, а значится во владельческом плане, дела о земле никакого не производится, владеет оной полковник Сухово-Кобылин, а священно и церковнослужителям выдает ежегодно 300 рублей ассигнациями.
7. Дома у священно и церковнослужителей были каменные на церковной земле, помещицкие, но за ветхостью сломаны помещиком.
8. На содержание священно и церковнослужителей получалось от помещика вместо земли ежегодно: 500 рублей, ржаного хлеба 10 четвертей, 2 четверти гречневых круп.
Содержание их значилось скудным.
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, никаких не имеется.
10. Расстоянием сия церковь от Консистории в 34-х верстах, от местного благочинного в 14 верстах.
11. Ближайшая к сей церкви Воскресенская расстоянием в 3-х верстах.
12. Приписной к сей церкви, и
13. Домовой не имеется.
14. Опись церковному имуществу есть, — сделана 1814 года, мая, скреплена Консистории секретарем Петром Воиновым, утверждена печатью Консистории.
15. Приходно-расходные книги — о суммах свечной и церковной, за шнуром и печатью Консистории, даны января 22 дня 1826 года, ведутся исправно и храняться в целости.
16. Копии с Метрических книг с 1822 по 1841 год храняться в целости, а с сего года как метрические книги, так и копии с оных пишутся вместе при Воскресенской церкви.
17. Исповедные росписи с 1822 по 1841 храняться в целости, а с сего года пишутся так же вместе.
18. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью Консистории 1804 года декабря и скрепленной Консистории присутствующим Скорбященским протопресвитером Василием, писанных листов 61, из коих лист под № 25 вырван неизвестно кем, а неписанных 8, но с 1841 года и обыски пишутся в обыскной книге при Воскресенской церкви.»
Итак, в 1841 году церковь Казанской иконы Божией Матери потеряла самостоятельность и стала приписной к церкви Воскресения Христова села Воскресенки (ныне дер. Поповка). Служили в Пучково теперь достаточно редко, только по большим праздникам.
Точную дату освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери, а также придела апостолов Петра и Павла установить не удалось. Но можно предположить, что это произошло незадолго до 1859 г., поскольку в «Списке населенных мест» село Пучково значится под названием Новоказанское. До этого в архивах встречается два упоминания о том, что Казанский придел не освящен, так как нет иконостаса.
Приведем несколько исторических документов, из которых можно сделать выводы о тех или иных деталях жизни прихода до закрытия, о людях участвовавших в религиозной жизни с. Пучково.
О материальном состоянии церкви можно судить по страховке, которая была произведена в 1910 году:
СТРАХОВАЯ КАРТОЧКА
Нижеуказанные строения, принадлежащие Казанской церкви села Пучкова, приписной к церкви села Воскресенок 4 благочиннического округа Подольского уезда, Московской епархии, принять на страх по страховой оценке, произведенной Августа 2, 1910 г.
1. Церковь (в том числе иконостасы 1800 р., 200 р. и 350 р.), каменная. Оценочная сумма 8500 р. Страховая сумма 8500 р. Годичный страховой взнос 8 р. 50 к.;
2. Сарай, деревянный. Оценочная сумма 300 р. Страховая сумма 300 р. Годичный страховой взнос 1 р. 38 к.
Благочинный 4 округа Подольского уезда
священник Ипполит Тропаревский
Известно, что в Пучково была земская школа:
«Подольский уезд 1899-1900г.г.
земская школа Пучковская. Красно-Пахорской волости. Попечитель - крестьянин Илья Антонович Родионов, учитель - Илья Иванович Михайлов, Законоучитель - священник Павел Михайлович Виноградов. (Из книги «Подольск и его окрестности»)»
А вот метрика, выданная в то время:
Свидетельство
По справке в копии метрических книг оказалось, что Красно-Пахорской волости села Пучкова у крестьянина Ивана Николаева Скопцова родилась дочь Елена 1911 года мая 14 дня.
В верности сего с копиею метрических книг удостоверяем своею подписью с приложением церковной печати Подольского уезда Воскресенской села Воскресёнок церкви священник Всеволод Шумов.
Псаломщик Владимир Беляев
1912 года апреля 26 дня
1917 г. — начинается другая эпоха. Закрывают храмы. Изымают церковные ценности. Происходят гонения.
ОПИСЬ
Движимого имущества при церкви села Пучкова Красно-Пахорской волости, Подольского уезда <...>
Составлена 20 февраля 1922 г.
Наименование предметов
Престолов — 3
Антиминсов — 3
Сосудов (Евхаристических — прим. ред.) — 2
Евангелий — 5 из них 2 малых
Крестов напрестольных — 5 из них 2 малых
Крестов запрестольных — 3
Облачений 8 пригодных и 4 непригодных
Дарохранительниц — 3
Паникадил — 3
Подсвечников больших и малых — 20
Хоругвей 1 пара металлич. и 2 пары полотных
Икон в ризах со стеклом — 8
Икон малых переносных — 20
Кадил — 2
Лампад — 25
Сосуд для освящения воды — 1
для благословения хлебов — 1
Тотрапод — 2
Аналоев — 3
Распятие большое — 1
Трехсвешник за престол — 1
Плащаница (ветхая) — 1
Ковров-дорожек — 2
Богослужебные книги имеются не все
(в наличии имеется — 20 книг) Священик Н. Н<...>
Церковный совет. Председатель А. Аксенов
Члены: Г. Кузьмин
В. Л<...>
«Списки лиц, лишенных избирательных прав
в Подольском уезде. 1924 г. Красно-Пахорская волость
(список составлен 14 октября 1924 года).
с. Пучково:
Орловский 70 л. священник
Орловская 65 л., жена священника
Прилуцков Андрей 18 л. дьячок
Степанов Федор Иванович 40 л. звонарь
Николаев Василий Николаевич 39 л. Секретарь церк. совета
…
с. Воскресенки:
Беляев В. Н. 40 л., священник
Беляева Н. И. 37 л., жена священника
Две заметки из газеты «Подольский рабочий» за 1928 год, №№ 56 и 61:
«Без «чудотворцев» обойдемся
Общее собрание граждан села Пучково Красно-Пахорской волости постановила отменить религиозный праздник «соловецкие чудотворцы» — 21 августа нового стиля.»
«Крестьяне села Пучково Красно-Пахорской волости наконец-то пришли к заключению, что агроном крестьянину скорей поможет поднять сельское хозяйство, чем местный святой «соловецкий чудотворец» и постановили от 17-го числа празднование этого «чудотворца» отменить.
Давно пора».
Очевидно, последним старостой Пучковского храма был Василий Николаевич Николаев. После революции он притягивал в Казанскую церковь разных священников. Местные жители помнят, как до закрытия храма Василий Николаевич приглашал священников и устраивал венчания, крестины. Еще в 1922 году, как видно из описи, храм был всем обеспечен. Опись подписывает священник Н. Н<огинский>. Из другого источника явствует, что в апреле 1922 г. в Пучково был священник Н.Г. Нечаев. В 1924 г. священник Орловский значится собственным священником с. Пучково в «Списке лишенных избирательных прав». В Воскресёнках в это время другой священник — Беляев В.Н. То есть в Пучково уже не приписной храм. После революции здесь еще несколько лет продолжалась активная церковная жизнь. Во многом благодаря старосте. Местная жительница Круглова Надежда Романовна принесла в храм икону с надписью: «Василию Николаевичу Николаеву от благодарных жителей с. Пучково».
В 30-е годы церковь Казанской иконы Божией Матери закрыли и долгие годы в ней находился склад, затем овощехранилище, с конца 50-х годов – клуб... К 70-м годам храм перестали использовать и оставили открытым всем ветрам. В это время здание получило значительные разрушения. К 1979 году все кровли уже отсутствовали, стали проваливаться своды трапезной части и верхнего алтаря. Выгорели балки пола и образовалась глубокая яма. Белокаменные фундаменты растащили для строительства сараев, гаражей...
Первые серьезные попытки остановить стремительное разрушение здания храма были предприняты в 1988-89 годах Троицким отделением общества охраны памятников истории и культуры, возглавляемым А.Г.Олейником. А пучковские жители по инициативе члена-корреспондента Академии Наук Владлена Степановича Летохова добились разрешения на воссоздание прихода.
10 августа 1989 г. было составлено следующее заявление:
В Наро-Фоминский городской Совет
народных депутатов
Заявление
Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане в числе 36 человек, принадлежащие к русской православной церкви желаем образовать религиозную общину.
Район деятельности религиозной общины будет распространяться на деревню Пучково Первомайского сельского Совета народных депутатов Наро-Фоминского района.
Просим зарегестрировать религиозную общину русской православной церкви в деревне Пучково.
Список учредителей религиозной общины в дер. Пучково прилагается. (36 подписей)
К нему была приложена справка:
В Совет по делам религии при Совете Министров СССР
Уполномоченному Совета по Московской области
Справка
Село Пучково Наро-Фоминского района расположено в 1,5 км от г. Троицка (Подольский р-н), насчитывающего 40 тыс. жителей и не имеющего ни одного храма Русской православной церкви. Близлежащие деревни и села также не располагают действующими храмами, хотя число жителей преклонного возраста в них велико. По предварительным опросам, около 50% жителей каждой деревни желало бы ходить храм в с. Пучково...
Практически все жители с. Пучково заявляют, что церковь они посещать будут. По предварительным подсчетам, жители 12 окрестных деревень будут посещать церковь в с. Пучково.
В. Летохов
16 января 1990 г. прошло предварительное приходское собрание, на котором присутствовал 31 человек, председательствовала ныне покойная Мария Андреевна Аксенова.
После поездки в Управление Московской епархии двух Троицких активисток Ольги Сергеевны Никольской и Иосты Сергеевны Всехсвятской был назначен предложенный ими настоятель — перешедший из Тверской епархии протоиерей Владислав Свешников.