Четверг, 22 Февраля 2018, 17:44  

Меню сайта
Календарь новостей
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Храм Казанской иконы Божией Матери
(Москва, Троицкий округ, д. Пучково)
Главная » 2013 » Апрель » 30 » Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви
23:40

Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года.


ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

(2-5 февраля 2013 года)



Вводная часть

1. Члены Освященного Архиерейского Собора возносят молитву Пастыреначальнику Господу Иисусу Христу, благодаря Его за милость к Своей Церкви и за сохранение ее в дни усиливающихся внешних соблазнов и искушений, направленных против церковного единства.

2. Архиерейский Собор одобряет деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священного Синода, Высшего Церковного Совета, Межсоборного Присутствия, синодальных учреждений и комиссий в межсоборный период. Особое удовлетворение вызывает качественное развитие системной работы по исполнению решений Архиерейского Собора и высших органов церковного управления, при постоянном наблюдении со стороны Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

3. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании Среднеазиатского митрополичьего округа, а также о включении в число постоянных членов Священного Синода глав Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Среднеазиатского Митрополичьего округа. Утверждается принятое Священным Синодом Положение о Высшем Церковном Совете.

4. Изучив результаты работы Межсоборного Присутствия в 2011-2012 годах, Освященный Собор принимает следующие документы:

«Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции»;

«Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»;

«Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии».

5. Члены Собора положительно оценивают опыт применения Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, принятого Архиерейским Собором 2-4 февраля 2011 года. С учетом предложений, поступивших из ряда епархий за истекший период, Освященный Собор принимает Положение о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей, в связи с чем следует считать упомянутое Временное положение утратившим силу.

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года.

Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов

7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно — создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий.

8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской.

Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

9. Собором утверждаются принятые Священным Синодом Положение о митрополиях Русской Православной Церкви и Положение о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви. Собором одобряются утвержденные Священным Синодом типовые уставы ставропигиального монастыря, епархиального монастыря и подворья ставропигиального монастыря.

10. Выражая удовлетворение в связи с ростом числа приходов и духовенства в Русской Православной Церкви, члены Собора считают необходимым приступить к новому этапу реализации решения Архиерейского Собора 2011 года об увеличении числа храмов и других приспособленных для молитвы помещений. Каждый сельский населенный пункт, где не может быть открыт храм и назначен постоянно пребывающий при нем настоятель, должен быть приписан к определенному храму и священнику. При этом, в случае малочисленности населенного пункта, его община может быть приписана к приходу, где служит ответственный за нее священник, а при необходимых условиях может быть и зарегистрирована. Подобным общинам необходимо иметь приспособленное для молитвы помещение. Священник должен посещать населенные пункты, за которые он несет ответственность, с регулярностью, определенной епархиальным архиереем или благочинным.

11. Епархиям следует также продолжить труды по строительству храмов и созданию церковных общин в городах с тем, чтобы места молитвы были максимально доступны для жителей.

Хозяйственные и юридические вопросы

12. Члены Собора считают полезной работу по формированию реестра церковного имущества. Финансово-хозяйственному управлению надлежит продолжить труды в этом направлении.

13. Собор одобряет проект формирования бесплатной базы проектно-сметной документации по строительству храмов для использования всеми епархиями Русской Православной Церкви. Финансово-хозяйственному управлению поручается ускорить приобретение типовых проектов, разработанных для города Москвы, и открыть к ним доступ для всех епархиальных управлений. Епархиям следует направлять доступные им строительные проекты в Финансово-хозяйственное управление для включения в упомянутую базу. После предоставления епархиальным управлениям доступа к базе Финансово-хозяйственного управления надлежит вести учет использования каждого проекта.

14. Архиерейский Собор уполномочивает епархиальных архиереев, действующих в качестве единоличных высших руководящих органов епархий, согласовывать заявления епархий Русской Православной Церкви о передаче в собственность (пользование) епархий государственного или муниципального имущества религиозного назначения, равно как и оформляемые епархиями проекты охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия.

15. Члены Архиерейского Собора отмечают пользу, приносимую трудами епархиальных, монастырских и приходских предприятий по производству церковных облачений, утвари, свечей. Такие предприятия не только позволяют улучшить финансовое положение местных церковных учреждений, но и способствуют появлению широкого выбора качественных предметов церковного обихода. Вместе с тем следует особо отметить общецерковное значение художественно-производственного предприятия «Софрино», в котором получили профессиональные навыки многие мастера. Священному Синоду поручается на основании предложений, содержащихся в докладе Святейшего Патриарха Кирилла, а также суждений, прозвучавших на заседаниях Собора, принять документ, регулирующий взаимодействие предприятия «Софрино» с каноническими подразделениями Русской Православной Церкви. Архиерейский Собор напоминает всем епархиальным архиереям, наместникам, игуменам и игумениям ставропигиальных и епархиальных монастырей, настоятелям приходов и подворий, что, согласно Уставу Русской Православной Церкви, «употребление в храмах свечей и иных предметов церковного обихода, приобретенных и произведенных вне Церкви, не допускается» (статья 40 главы XV Устава).

Образование и наука

16. Продолжается развитие духовных учебных заведений с целью адаптации применяемой в них учебно-воспитательной системы к тем высоким требованиям, которым сегодня должны соответствовать пастыри Церкви. Не все задачи, поставленные Архиерейским Собором 2011 года в этой области, на сегодняшний день решены. Частично это обусловлено особой сложностью, присущей реформированию любой образовательной системы. Промедление также может быть связано с непониманием поставленных целей отдельными ответственными лицами или с их недобросовестностью. Учебному комитету при Священном Синоде Русской Православной Церкви, епархиальным архиереям и ректорам духовных учебных заведений надлежит ускорить реализацию решений, содержащихся в принятых Священным Синодом 22 марта 2011 года документах, обеспечить получение кандидатами в священство образования, предусмотренного Архиерейским Собором 2011 года, ввести единые системы повышения квалификации, дистанционного обучения и аттестации клириков, с учетом, в том числе, опыта курсов при Новоспасском ставропигиальном монастыре города Москвы.

17. Существенным фактором, влияющим на развитие единой церковной образовательной системы, является значительное различие образовательного потенциала семинарий. На основании проведенного в конце 2012 — начале 2013 года инспектирования духовных учебных заведений Учебному комитету следует представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ.

18. В пределах России сохраняет актуальность вопрос о распределении выпускников духовных академий и семинарий с учетом нужд как епархий, направлявших их на обучение, так и удаленных епархий, испытывающих нехватку в духовенстве. В связи с этим Управлению делами Московской Патриархии, после завершения разработки соответствующего документа, поручается представить его Священному Синоду для принятия решения.

19. Архиерейский Собор одобряет создание Общецерковного диссертационного совета, на котором должны защищаться докторские диссертации докторантами действующих в России духовных учебных заведений, в тех случаях, когда последние не могут сформировать собственные диссертационные советы, ориентированные на требования Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации и международных аттестационных органов.

20. Вызывает удовлетворение развитие теологического образования в ряде стран, находящихся в области канонической ответственности Московского Патриархата. Важной задачей остается существенное укрепление взаимодействия общецерковных и местных церковных структур с теологическими подразделениями светских высших учебных заведений. Видится полезным создание с этой целью советов по теологическому образованию в епархиях. Члены Собора также считают важным предоставление бюджетных мест для обучения студентов теологии в светских вузах в количестве, соотносимом с числом таких мест на других факультетах и кафедрах. В противном случае может произойти стагнация и даже упразднение теологических факультетов и кафедр.

21. Члены Архиерейского Собора одобряют принятие Священным Синодом документов, способствующих нормированию деятельности воскресных школ и при этом учитывающих различия в их видах — от небольших воспитательных групп до полноценных учреждений дополнительного образования, имеющих юридический статус. Синодальному отделу религиозного образования и катехизации следует оказывать епархиям практическое содействие в реализации решений, содержащихся в указанных документах. Следует отметить важность учебно-методического комплекса по курсу Закона Божия для воскресных школ, разрабатываемого профильным Синодальным отделом. Аналогичная работа должна проводиться и по другим дисциплинам, преподаваемым в воскресных школах.

22. Освященный Собор рассмотрел ситуацию с введением в средних школах России «Основ православной культуры» в составе учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Опыт российских епархий может быть востребован в других странах канонической территории Московского Патриархата в случае, если подобные решения будут приняты в этих государствах. Необходимо продолжить работу по включению занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования, а также координацию участия представителей епархий в переподготовке педагогов для преподавания «Основ православной культуры». Епархиям следует продолжить работу с родителями школьников для разъяснения им значения этого учебного модуля при методической поддержке Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

23. Диалог со светской наукой в Русской Православной Церкви продолжает осуществляться, но нуждается в систематизации и дальнейшем развитии. Необходимо и более активное развитие собственно богословской науки, чему должно способствовать решение задач, поставленных в этой области Архиерейским Собором 2011 года. Синодальной библейско-богословской комиссии во взаимодействии с Учебным комитетом следует представить на рассмотрение Священного Синода предложения по формированию соответствующего координационного центра, объединяющего усилия богословских учреждений Русской Православной Церкви. Синодальной библейско-богословской комиссии также необходимо до очередного Архиерейского Собора завершить работу над Катехизисом Русской Православной Церкви.

Монастыри и монашество

24. Основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика, в первую очередь молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами. Ответственность за правильное устроение жизни монашествующих лежит на игуменах и игумениях, которые должны быть примером для вверенных их попечению братьев и сестер.

25. В прошедший межсоборный период важным событием в жизни монастырей Русской Православной Церкви стала дискуссия вокруг разрабатываемого в рамках Межсоборного присутствия проекта Положения о монастырях и монашествующих. Эта дискуссия показала необходимость более ответственного и взвешенного обсуждения современного состояния монашества и путей его развития. Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается организовать такое обсуждение. Важно, чтобы этот процесс не был поспешным и предусматривал участие в дискуссиях монашествующих и представлял полный спектр существующих мнений по возникающим вопросам. Работа над Положением о монастырях и монашестве должна быть продолжена по завершении этого обсуждения и с учетом его итогов. Вместе с тем ряд вопросов монашеской жизни требует урегулирования уже сегодня. Необходимо определить статус иноческого пострига и последствия его принятия, поскольку в настоящее время в данном вопросе нет единой практики. Следует также уточнить церковно-правовые последствия оставления монастыря насельником или отказа от монашеской жизни. Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества надлежит в краткие сроки представить на рассмотрение Священного Синода проекты документов по этим темам.

26. Освященный Собор констатирует, что в большинстве ставропигиальных и в ряде епархиальных монастырей расширилась практика получения насельниками и насельницами обителей богословского образования. Однако требуется дальнейшая работа в этом направлении. Синодальному отделу по монастырям и монашеству надлежит при поддержке Учебного комитета разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях, с учетом их возможностей. После одобрения этой системы Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается наблюдение за ее осуществлением как в ставропигиальных, так и во всех епархиальных обителях.

27. Архиерейский Собор 2011 года указал на необходимость организации должного гостеприимства в отношении паломников и посетителей монастырей. Во многих обителях этот вопрос решен удовлетворительно. Синодальному отделу по монастырям и монашеству поручается, обобщив имеющийся опыт, подготовить и представить на рассмотрение Высшего Церковного Совета соответствующие рекомендации, учитывающие различия в местоположении и численности монастырей.

Почитание святых

28. Архиерейский Собор ознакомился со сведениями о широком распространении в ряде епархий почитания преподобного Далмата Исетского (1594-1697), прославленного в лике местночтимых сибирских святых в 2004 году. Члены Собора свидетельствуют, что подвиг преподобного Далмата, чудеса, происшедшие по его молитвам, а также его широкое почитание являются достаточным основанием для причтения преподобного Далмата к лику общецерковных святых. В связи с этим Освященный Собор благословляет общецерковное почитание преподобного Далмата Исетского, с совершением памяти святого в день его кончины 25 июня (8 июля) и в день обретения его мощей 24 июля (6 августа). Имя преподобного Далмата надлежит сообщить Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения его в святцы.

29. Члены Освященного Собора поддерживают решение Священного Синода о создании Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. На этот орган, в частности, возлагается ответственность за реализацию определения Архиерейского Собора 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». К следующему Архиерейскому Собору Церковно-общественному совету надлежит представить отчет о проделанной работе. Во многих епархиях упомянутое определение уже реализуется. Там же, где к исполнению соборных указаний еще не приступили, необходимо безотлагательно начать соответствующую работу.


30. Члены Собора выражают согласие с выводами Синодальной богослужебной комиссии относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве. Освященный Собор определяет установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской:

25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. В 2013 году празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской будет приходиться на 28 января (по старому стилю), как и указано в официальном календаре Издательства Московской Патриархии.

Катехизическое, миссионерское, молодежное и социальное служение

31. Освященный Собор утверждает принятые Священным Синодом документы «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» и «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви». Вызывает удовлетворение активность епархий по применению этих документов, а также принятого Архиерейским Собором 2011 года документа «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви». Положительной оценки заслуживает, в частности, введение штатных единиц помощников благочинных по различным направлениям деятельности. За период до очередного Архиерейского Собора во всех епархиях следует завершить процесс замещения соответствующих должностей. При этом епархиальному начальству, благочинным и настоятелям приходов следует озаботиться достойной оплатой труда лиц, несущих такие послушания. Этот труд должен рассматриваться не как второстепенный, а как важная часть общецерковного служения.

32. Работа по профильным направлениям церковной деятельности, в том числе на уровне благочиний и приходов, должна осуществляться сотрудниками, прошедшими специальную подготовку. Профильным синодальным отделам при поддержке Учебного комитета следует продолжить уже начатую работу по созданию системы образования для помощников благочинных и настоятелей в области религиозного образования и катехизации, миссионерской, молодежной и социальной деятельности. Члены Архиерейского Собора одобряют представленные им принципы организации подготовки специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.

33. В настоящее время миссионерская деятельность Русской Православной Церкви развивается в нескольких основных направлениях, хотя ими не исчерпывается. Это — миссия среди коренных народов, в том числе малочисленных, противосектантская деятельность и миссия, направленная на просвещение тех, кто уже крещен, но не воцерковлен, а также тех, кто, будучи некрещенным, относится к народу, исторически исповедующему православную веру. Ответственность за осуществление первых двух направлений несут профильные синодальный и епархиальные отделы. Последние, если это необходимо, привлекают к противосектантской деятельности благочиннических и приходских миссионеров. Третье упомянутое направление во многом пересекается с молодежной, а более всего с катехизической работой, как она определена в общецерковных документах. Соответствующим епархиальным учреждениям надлежит выработать механизмы взаимодействия между собой, а также между профильными работниками в благочиниях и на приходах, что позволит объединить усилия и исключить дублирование работы. На уровне приходов уместным является совмещение должностей миссионера и катехизатора.

34. Миссия Церкви включает и пастырское попечение о военнослужащих. Высокой оценки заслуживает работа множества священников, несущих это послушание на внештатной основе. Собор выражает надежду на то, что процессу назначения штатных военных священников в Вооруженных силах Российской Федерации будет придан новый импульс, и на то, что подобные решения будут приняты и властями других стран канонической ответственности Московского Патриархата. Синодальному отделу по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, а также епархиальным архиереям, несущим служение в России, надлежит предпринять все необходимые усилия для выделения нужного числа клириков, соответствующих предъявляемым требованиям, с целью замещения вакансий штатных военных священнослужителей в Вооруженных Силах Российской Федерации. Необходимо и впредь усердно продолжать работу по духовному окормлению и воцерковлению казачества.

35. Члены Архиерейского Собора положительно оценивают усилия архипастырей и пастырей Церкви, направленные на развитие добрых отношений со старообрядчеством, и считают целесообразным продолжать работу по упорядочению деятельности старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви.

36. Принципиально важным является приобщение молодых мирян к социальному и благотворительному служению в Церкви. В связи с этим следует выстроить правильное взаимодействие между структурами и лицами, ответственными за данные направления работы. Приоритетной задачей в области работы с молодыми людьми является поддержка и развитие молодежных инициатив на общецерковном и епархиальном уровнях. На это должны быть направлены основные усилия Синодального отдела по делам молодежи. Создание молодежных советов в митрополиях, а также в тех епархиях, которые не входят в состав митрополий, должно способствовать осуществлению этой задачи. В работе таких советов, равно как и в целом в работе с молодежью, следует ориентироваться в первую очередь на пастырские задачи Церкви. Этим задачам должно быть подчинено и применение допустимых в церковном служении методов молодежной работы, заимствованных из светской практики.

37. Освященный Собор с благодарением Богу свидетельствует об очевидной готовности православных верующих делом откликнуться на призывы Священноначалия о помощи бедствующим соотечественникам или чадам Православной Церкви в других странах, являя солидарность с собратьями по вере, переживающими трудные времена. Вызывает удовлетворение и уровень социальной работы в Русской Православной Церкви. Важно при этом продолжить развитие церковного добровольческого движения, в том числе молодежного и в первую очередь на приходах. Перед Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению ставится задача продумать механизмы, способствующие такому развитию.

38. Члены Собора одобряют решения Святейшего Патриарха и Священного Синода об образовании Комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях, а также Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства. Положительно оценивая работу по паспортизации церковных приютов в России, Освященный Собор считает важным, чтобы такая работа была проведена и в других странах канонического присутствия Московского Патриархата. Синодальному отделу по церковной благотворительности и социальному служению при участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации надлежит организовать повышение квалификации руководителей, педагогов и других сотрудников церковных приютов. Одобряя представленные Собору предложения по организации церковной работы в области поддержки семьи, Архиерейский Собор отмечает необходимость их дальнейшего совершенствования с тем, чтобы они были адаптированы к различным ситуациям на местах.

39. Архиерейский Собор отмечает важное значение работы духовенства Русской Православной Церкви с заключенными, забота о которых является одним из видов христианского служения, упомянутых в Святом Евангелии, а также с работниками исправительных учреждений. Вместе с тем не следует оставлять без внимания преодоление ряда юридических и практических сложностей, возникающих в этой области, в частности, в вопросе введения института тюремного духовенства на постоянной основе. Синодальному отделу по тюремному служению надлежит продолжить работу в этом направлении. Необходимо также иметь попечение о реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

(продолжение)

Просмотров: 1690 | Добавил: hrampuchkovo
Всего комментариев: 0
Храм Пучково © 2018