Пятница, 29 Марта 2024, 09:32  

Меню сайта
Категории каталога
статьи [7]
проповеди [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Храм Казанской иконы Божией Матери
(Москва, Троицкий округ, д. Пучково)
Главная » Статьи » проповеди

ДЕСЯТЬ ПРОКАЖЕННЫХ
ДЕСЯТЬ ПРОКАЖЕННЫХ

(Проповедь по Евангелию от Луки, зач. 85, XVII, 12-19.Произнесено на литургии 17 декабря 2006 г.)

Итак: десять исцелены Христом, и только один из них пришел благодарить.
Почему?
Предположим, один из прокаженных был, как говорят в народе, «глупенький», то есть, с задержкой в развитии. Так бывает: не одна болезнь, а множественные поражения, еще и ДЦП вдобавок и т. д.
Прокаженные обычно держались вместе, это естественно, так как строгим Ветхозаветным законом им нельзя было соединяться с обществом, чтобы никого не заразить. Христос совершает чудо, употребив этот закон, по которому тре-бовалось, если такой больной вылечится, или вдруг чудо произойдет, то он должен показаться священнику, который обязан засвидетельствовать, что да, действительно прокажения нет, и человек может теперь общаться с остальным из-раильским обществом. Здесь два смысла: гигиенический и религиозный. Ведь прокажение считалось наказанием за грехи. Прошла болезнь, значит, Бог простил. Эти десять, конечно, употребляли какие-то способы, чтобы исцелится, потому что болезнь очень тяжелая, она обрекает человека на телесные страдания и на нищенство. Далеко не каждый милостыню подаст, боясь заразиться. Они слышали, что ходит Иисус и исцеляет, и все вместе стали Его просить.
Так вот, ПЕРВЫЙ из десяти: все просят – и он. Вместе со всеми пошел к священнику, вместе и очистился. Но он, по слабоумию, так толком и не понял, что с ним произошло. Поэтому понятно и простительно, что он не пошел к Христу благодарить. Ну что взять глупенького? Единственное, что можно сказать, что это, конечно, тоже греховное состоя-ние, последствие греховного состояния всего человечества.
ВТОРОЙ бывший прокаженный: он мог очень обрадоваться. «Надо же исцелился, как здорово!» И жизнь его после этого круто изменилась. Только не вверх круто, а вниз. Он – пошел развлекаться. Видимо, давно в душе его зрела та-кая жажда: вот другие могут весело жить, а я – нет. И он пошел, если переложить это на современный лад, играть в автоматы, казино, карты и прочее… В нем эта страсть была не реализована, а теперь реализовалась. Он так сильно об-радовался, что тоже сделался как полуглупенький, в общем, плохо стал соображать. Отдался своей страсти и все.
А ТРЕТИЙ прокаженный – он такой был очень трудолюбивый человек. Все прокаженные милостыню просили, а он все время что-то строгал или вырезал по дереву, или корзинки плел, или еще что-то. Через кого-то продавал и на это жил, даже, может, с другими делился. И все его считали таким трудолюбивым, что вот он молодец такой, и он тоже так считал и – усердствовал. Трудоголик такой, знаете? Поэтому после исцеления он уже не о чем больше думать не мог, а немедленно вернулся к своим делам. Даже, наверняка, в уме сказал: «Ну, Господи благодарю Тебя! Теперь мне будет гораздо легче всем этим заниматься!» – и продолжил плести свои корзинки и прочее.
ЧЕТВЕРТЫЙ – тоже страшно обрадовался. Он ведь давно мечтал о каком-то очень важном деле, которое не мог де-лать из-за своей болезни. Нет, не развлечение, а что-то такое очень хорошее, большое и нужное. У него какие-то та-ланты были. (Понятно, что это могли быть таланты в самых различных областях). И он пошел их реализовывать, очень радуясь и тоже, наверное, внутренне благодаря Бога: «Наконец-то я смогу, сделать то, что так нужно людям!»
А ПЯТЫЙ прокаженный, – напротив, был человек такой очень ожесточенный. Ему настолько ни до кого не было дела, настолько он всех презирал, что поселиться благодарности в его сердце было просто невозможно. Он укоренил-ся в мрачном унынии настолько, что даже когда совершил Христос над ним великое чудо, даже не подумал выходить из своего состояния, на всех злой, ничего не могло его пронять.
 ШЕСТОЙ прокаженный – он возрадовался очень. Причем, возрадовался тому, что прощен. До этого он чувствовал какую-то духовную несправедливость. Он признавал, что за какие-то грехи наказан, но считал, что как-то уж слиш-ком. Как-то чересчур. Даже почти ропот у него был Бога. И тут вдруг исцелился – и обрадовался, что не нужно роп-тать, все теперь хорошо. Принял как должное, и тоже пошел заниматься чем-то своим.
А СЕДЬМОЙ прокаженной – стал благодарить Бога! Да-да, просто места себе не мог найти от радости. И дома помо-лился, и даже в храм заходил, и к друзьям – рассказывал о том, как все здорово получилось, какой тут замечательный есть Иисус... всюду ходил и благодарил: «Господи Слава Тебе!» Он уже очень был близок к тому, что сделал десятый прокаженный. Но почему-то к Нему Самому так и не пришел, почему-то не почувствовал в этом необходимость. Он ощущал радость и благодарность – и все нормально, все прекрасно и достаточно.
ВОСЬМОЙ прокаженный сделал такое большое дело. Он пошел в Храм, помолился и принес жертву благодарения, которая полагалась по закону. Но опять-таки, если на нашу ситуацию проецировать: свечки все поставил, записочки написал, благодарственный молебен заказал. Все, что надо, сделал и остался страшно доволен и удовлетворен. И то-же, почему-то, лично прийти к Иисусу не догадался. А ведь это было так просто! Он же здесь, рядом, можно Его най-ти. Почему-то он решил, что достаточно одних обрядовых действий, они же такие смысловые, глубокие, это действи-тельно жертва благодарения, и молитвы замечательные… И он посчитал, что это и есть полнота всего.
ДЕВЯТЫЙ прокаженный, – наверное, поспешил к своей семье. А по дороге, перед тем как побежать, когда десятый его позвал: «Знаешь, вот я сейчас иду к Господу Иисусу Христу, который нас исцелил, хочу Его отблагодарить», – сказал: «Слушай, передай от меня, что я тоже Его благодарю. Передай от меня бо-ольшую благодарность, во век Его не забуду!»
И вот ДЕСЯТЫЙ пришел лично к Господу, и, как мы слышали, «гласом велиим славя Бога», передал благодарности от всех остальных и поклонился Ему. Иисус говорит: «А где же девять?» Оказывается, только один человек исполнил то, чего на самом деле хотел Христос: не просто совершить земное дело милосердия, чтобы они были исцелены, что-бы не страдали. Он имел желание – общаться с ними. Препятствие к общению с Богом – грехи. Если прощены грехи, то можно, действительно, беспрепятственно общаться с Господом. Болезнь – свидетельство об этих грехах. Прощают-ся грехи, проходит болезнь, и вот некоторые опять, к сожалению, погружаются в земную жизнь, а меньшинство – много званных, мало избранных, один в данном случае – отвечают на жажду Господа.
Что такое благодарение? благодарение – значит «благой дар». Вот точный смысл этого слова. Господь постоянно дает нам Свои благие дары. Получается, что Он нас всегда благодарит. А может ли человек дать Всесовершенному Богу какой-то дар? Может. В первую очередь, самого себя, потому что Господь нам дал дары, и главный дар – это са-ма наша жизнь и образ Божий в нас. «Твоя от Твоих Тебе приносяще», то есть мы можем вернуть Богу самих себя, и для Бога это – наш дар, потому что Он хочет с нами общаться. Он создал нас для взаимного общения в любви, и по-этому истинное благодарение в том и заключается, чтобы непосредственно ко Христу прийти и с ним общаться. Ка-ким образом? А вот тут уж Господь научит: и молясь, и хваля Бога, и поклоняясь Ему. Знаете, как говорят? – «Мол-ча!» Друзья могут рядышком быть и молчать – и будет у них общение в любви. И святые тоже свидетельствуют о том, что высший вид молитвы – это молитва без слов. Это уже выше всех слов, выше всех чувств. Отец, Сын и Святой Дух не болтают же Друг с Другом. У Них самая высочайшая любовь, непостижимая для нас, необъяснимая, но и мы мо-жем к ней приобщиться, благодаря Бога, в первую очередь, в Литургии – Евхаристии, (что и есть благодарение).
Господь нас исцеляет постоянно, ежедневно – от всяческой проказы и, главное, конечно, от проказы греховной, как раз препятствующей общению с Ним. Для этого и исцеляет. Не чтобы мы были хорошенькие, ни чтобы были трудого-ликами, ни чтобы свечки ставили, а для того чтобы мы имели с Ним это высочайшее общение любви. Конечно, есть у нас некая трудность по сравнению с теми десятью прокаженными. Ведь они имели простую физическую возможность к Нему подойти. Но это только мнимая трудность, потому что Господь среди нас, потому что Он обещал: «Я с вами во все дни до скончания века», потому что раз Он постоянно исцеляет нас, значит Он тут рядом. Он с нами в Литургии.
Одно и тоже дело можно сделать, но оно будет у каждого разное. Можно так свечки поставить, что ты действи-тельно, пришел ко Христу и с Ним общаешься, а можно – не обязательно формально, – а вот не достиг. Можно мо-литься и дома, и в храме так, что это, действительно, общение любви с Господом, а можно напрягаться, пытаться быть внимательным – и снова не достигнуть. А причина, видимо, именно в том, что истинного благодарения, то есть полно-го принесения себя Богу нет… Вместо этого есть – «Я». У девяти прокаженных, не пришедших ко Христу, победило свое «Я». «У меня есть свои дела, свои разные обстоятельства». А рядом со Христом все это должно совершенно ис-чезнуть. Десятому, который пришел ко Христу и стал Его учеником, и остался с Ним, Господь потом укажет, что де-лать, как прожить, с кем общаться. Все приложится. Более того, человек в этом делании как раз максимально и про-явится, потому что с ним будет сила Божия. Господь скажет: «Иди, проповедуй Царство Небесное». Или: «Победи то или иное искушение». Господь ему скажет: «Молись вот так, и все у тебя получится». И человек, который искренне благодарит, и еще выше – Хвалит Бога, будет созерцать мир Божественный и благость Божию. Уже здесь на земле на-чинается наше общение с Творцом. Так что, давайте все мы постараемся быть вместе с этим десятым. Аминь.

Прот. Леонид Царевский
Категория: проповеди | Добавил: hrampuchkovo (25 Ноября 2008)
Просмотров: 3001
Храм Пучково © 2024