Пятница, 29 Марта 2024, 14:27  

Меню сайта
Категории каталога
статьи [7]
проповеди [1]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Храм Казанской иконы Божией Матери
(Москва, Троицкий округ, д. Пучково)
Главная » Статьи » статьи

О суевериях
О суевериях

Может быть, увидев заглавие, многие скажут: ко мне это не имеет отношения. Однако, в том или ином виде, суевериям подвержено большинство членов современного общества. Наиболее ярко это проявляется во время таких важных событий, как рождение, смерть, свадьба, приезды и отъезды. Но и в повседневности, вспомните, как часто кто-либо стучит по дереву, плюет через плечо, обра-щает внимание на падающие вилки, пустые ведра, разбиваемую «к счастью» чашку, черных кошек, боится возвращаться и прочее. Очень многие придают особенное значение снам. Немало людей в суеверном ключе воспринимат и церковный обряд.
Но, прежде всего, определим: вера и суеверие – вещи не совместные! То, что происходит в Церк-ви, имеет смысл или практический, или символический. Правой или левой рукой, скажем, постав-лена свечка, не имеет абсолютно никакого значения.
Кто-то поверхностно относится к обряду церковному, не понимая его внутреннюю красоту; дру-гие, напротив, догматизируют каждое действие, суеверно боятся сделать «что-то не так», и, тем са-мым, также умаляется смысл. Бывают суеверия, так сказать, «околоцерковные». Так, недавно дове-лось услышать в одном храме, что «нельзя заходить в церковные ворота, можно только в калитку, а то, если зайдешь, то потом в них тебя и вынесут». Конечно, рано или поздно вынесут.
Большинство людей не регулярно бывают на службах и сталкиваются с Церковью как раз при особенных событиях жизни, одним из которых являются крестины. 

К сожалению, сама причина, по которой люди хотят принять таинство крещения или окрестить своих детей, часто неверна. Ведь крещение – первый шаг на пути в Царство Небесное и, как пишет апостол Петр, «обещание Богу доброй совести» (1Пет.3:21). Взрослый человек делает этот шаг соз-нательно, а младенцев крестят по вере (также сознательной!) родителей и крестных. Как сказал один древний учитель Церкви: «Душа человека по природе христианка». Мы верим, что если спро-сить душу младенца (наверное, это возможно сделать только на ангельском языке): «Ты хочешь быть с Богом?» – то душа ответит: «Конечно! что за вопрос? Это же великое благо!»
А люди, принесшие крестить, порой, почти и не думают о духовной жизни. Зачем крестим? «Чтоб не болел», «чтоб не сглазили», «на всякий случай», «потому, что мы – русские»… Это по-следнее уже гораздо лучше, так как обычно имеется в виду, что русские – значит Православные христиане, (Православные, т.е. право славящие Бога). Но на практике все это весьма туманно и, опять-таки, более суеверно, нежели действительно боголюбиво. Иногда не русские (татары, евреи и другие) принимают крещение куда более сознательно.
Да, бывают случаи, что после крестин больной ребенок выздоравливает. Но это говорит о том, что через попущение болезни Господь указывал родителям на то, что они удалились от Него. Во-обще, различные препятствия и скорби – один из способов напоминания Бога о Себе, обращения человека от ложного пути. 
Чаще всего люди бегут в Церковь, когда им плохо. Получив же некоторое утешение и помощь, опять погружаются в суету. Опять скорбь – снова в храм, причем, с обещаниями никогда не ухо-дить. Минует трудная ситуация – исчезают. (Одна женщина, с которой многократно происходила такая ситуация, если читает сейчас эти строки, прекрасно понимает, что это к ней относится. Даже знаю, что ей очень стыдно. Но придет ли она, пока что-то очередное не случится? Может, лучше не ждать? Не из суеверия, конечно, а из любви к Богу).
В разных регионах существуют свои варианты суеверий по поводу рождения и крещения. Не будем воспроизводить все эти нелепости. Только один пример, наиболее часто встречающийся: не имеет ни-какого смысла наблюдение за тем, утонут ли после пострижения новокрещенного его волосы в воде.

Следующее важное жизненное событие, связанное с церковным таинством и, одновременно, дающее повод к суеверному «творчеству» – брак, венчание. 
Снова похожая на крестины ситуация. Вот повенчаемся и – само собой автоматически будет крепкая семья. Или вообще, чтобы хорошо жить. То есть, для земной жизни. И правда, в чине вен-чания есть прошение ко Господу: «Исполни домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни…» Есть прошения о рождении чад. Но основной пафос этого таинства направлен прежде всего к жизни веч-ной и, соответственно, к подготовке к ней, которой и является благочестивая жизнь христианских супругов. Сами венцы, надеваемые на венчаемых, означают мученичество и духовную победу. И еще много великих смыслов здесь заключено. Говорят, «красивый обряд». Но какая красота здесь в самих текстах! А их-то и пропускают мимо ушей.
Поэтому обращать внимание на то, кто первый стал на полотенце, как быстро горят свечи, у кого там что упало и т.п., все это совершенно неуместно. 
Конечно, свадьба – событие радостное, и прекрасно, что существуют те или иные народные обы-чаи, но они должны носить характер не суеверий (вовремя или не вовремя, так или не так что-то сделано), а игровой или глубокий смысловой. Если родители благословили молодых «не по уста-ву», ничего страшного, главное, что они даровали им частицу своей любви, помолились за них.
Кстати, соотнесение статистики венчанных, не венчанных браков и разводов весьма показатель-но. Не венчанные: около 70% разводов. Венчанные, но не воцерковленнные: до 60%! Венчанные и живущие церковной жизнью (регулярно исповедающиеся и причащающиеся), тоже, к сожалению, есть, но порядок другой: 5–8%.

Отпевание. 
Здесь – самая широкая область суеверий, что и понятно: мы вплотную соприкасаемся с миром иным, для нас таинственным, непостижимым.
Тем более, переворачивание табуреток, бросание денег в могилу («выкуп земли»), положение в гроб разных «полезных» предметов (особенно оскорбительно для таинства смерти, когда кладут водку, сигареты) и прочее, и прочее – все это только удаляет от того, что действительно необходи-мо. Причем, сколько приходится отпевать, почти каждый раз что-нибудь еще выдумывают.
Во всем этом, конечно, чувствуется желание что-то сделать для усопшего. Но усопшим нужны молитвы, а не магические действия.
Православный чин погребения направлен, в первую очередь, на молитву за почившего. Также он поворачивает наше внимание к самим себе: «а готовы ли мы к смерти? Раскаяны ли грехи?» Еще в обрядах отпевания подчеркивается богосозданность не только души, но и тела, поэтому и останкам воздается подобающая честь. Христос воскрес в теле, преображенном, измененном, но в Своем те-ле. Человек – цельность души и тела. Так что веру в переселение душ также отнесем к суевериям.
Часто поводом к суеверию служат чисто практические вещи. Так, мытье полов после выноса гроба из дома носило лишь гигиенический смысл, а потом решили, что каких-то там духов вымета-ют. Почему занавешивают зеркала? На Руси зеркало служило признаком роскоши, торжественно-сти, праздничности, а во время траура это неуместно. Вот и весь смысл.
Самое частое, с чем сталкиваешься при заочном отпевании, это когда люди считают, что «нельзя в дом заносить землю», благословленную священником. Можно!

Причащение и соборование болящих.
Это – особенно насущный момент в связи с нашей темой. Здесь в сознании многих людей все пе-ревернуто с ног на голову. Часто боятся приглашать священника к тяжело больному из суеверия, что, якобы, после причастия тот умрет. Вдруг болящий подумает, что раз зовут батюшку, значит, его дело безнадежно? Это страшнейшее заблуждение, в результате которого многие умерли без по-каяния и напутствия Святыми Тайнами! Бывает, зовут, когда уже человек в коме и не может созна-тельно исповедаться и проглотить причастие.
Молитвы таинства соборования – об исцелении, и я знаю много случаев, когда Господь откли-кался на эту молитву. А если телу уже не суждено выздороветь, то душу кающуюся Господь обяза-тельно исцелит. Истинная жалость к человеку не в том, чтобы скрыть от него болезнь, а в том, что-бы облегчить его страдание и дать возможность быть с Богом – в этой жизни и в вечной. Причаща-ются и здоровые, и больные. Чем более стремится христианин к Богу, тем более стремится прича-щаться. А болящим можно и еще чаще приступать к Святым Христовым Тайнам.

Святочные гадания. 
Церковь не против того, чтобы на Святках народу повеселиться, выразить в песнях и играх ра-дость по поводу праздника Рождества Христова. Но одно дело – колядки да загадки, и совсем дру-гое – гадания (на кофейной гуще, на зеркале, на картах, на воске или на чем угодно), которые, по существу, – те же суеверия, магические обряды, вредящие душе человека. Поэтому никак не можем мы их одобрить.

В заключение еще раз подчеркнем, что суеверия магичны и основаны на страхе, а вера Христи-анская основана на любви: Бога к человеку и ответной – человека к Богу. Конечно, различные ду-ховные зависимости существуют, но они нравственны, а не механичны.
Почему люди так пристрастны к суевериям? Потому что очень хочется знамений, предсказаний, узнать, что будет, хорошее или плохое, удача или нет.
Но суеверные знаки направлены к хорошему или к дурному только в этой жизни, а вера – к веч-ной. Если хотите, предзнаменование спасения – это всякая добродетель: простил обидчика, испра-вил свой грех, утешил человека, проявил терпение и т.д.; а предзнаменование гибели – наши нерас-каянные грехи.


Категория: статьи | Добавил: hrampuchkovo (25 Ноября 2008)
Просмотров: 2042
Храм Пучково © 2024